ул. Академика Варги, дом 5, корпус 2
+7 (962) 929-77-77

updated 11:27 AM MSK, Jul 12, 2024

RAF 2203. Проект под проект

Полноценные весенние дни – деревья зеленеют, в городе пылища, то жарко, то холодно, а у нас радость – передаём владельцу готовый автомобиль. Речь идет о советском микроавтобусе РАФ 2203, который достаточно долго жил под крышей реставрационного бюро «Наследие», и вот теперь пришло время ехать дальше.

Хочется напомнить, что этот легендарный микроавтобус мы реставрировали весь, за исключением салона. Заказчик попросил оставить «черновой пол». Была лишь установлена передняя панель с органами управления и старым креслом, которое потом пойдет в утиль. Естественно, проложена проводка.

Машина приехала хоть и своим ходом, но сильно уставшая. Кузов – гнилой и с дырками. Подвеска гремит и ржавая, электрика «коротит», тормоза лишены былой хватки. В общем, работы предстояло, что называется, немеряно.

Однако же самой сложной задачей являлась здесь всё-таки кузовная. Ибо перебрать хорошо известный ЗМЗ проблем, в общем-то, не составляет. Так же, как и отдефектовать и обновить коробку передач.

Не самой сложной задачей является и переборка подвески, где все детали отремонтированы (или, при невозможности ремонта, заменены на новые), полностью очищены, обработаны, покрашены долговечной и стойкой порошковой краской.

А вот с кузовом мы возились долго. После разборки автомобиля, кузов был традиционно отправлен на пескоструйную обработку. После чего нам открылось то ещё «решето»…

Как известно, «рафики» – это автомобили с априори сложной судьбой. Развозные, с большой эксплуатационной нагрузкой и сотнетысячными пробегами. Где только не эксплуатировались эти легендарные трудяги. И лишь считанным сотням из примерно 250-тысячного общего тиража удалось, думается, отсидеться где-то в гараже с минимальными пробегами и тяготами автомобильно-грузовой жизни.

Вот и этот RAF пострадал весьма неслабо, поэтому нашим мастерам пришлось долго и тщательно прилагать свои умения и усилия, дабы вывести сий проржавевший кузов «в люди». Варили, переваривали, меняли целые элементы, рихтовали, лудили, штаплевали, выводили поверхности и зазоры. Если не следили за историей ремонта этого автомобиля, то можете почитать наши публикации в блоге.

После чего автомобиль неспешно, но тщательно собирался в течение года в реставрационном бюро «Наследие». Подвеска, тормоза, сцепление, мотор, КПП… всё постепенно устанавливалось на этот несущий кузов с интегрированной рамой (между прочим!).

По ходу дела, конечно же, вылезали определенные баги, проблемы, их приходилось решать. Так, например, на РАФ мы установили наше незапатентованное изобретение – площадку для адаптации и нормальной работы системы подачи топлива

Была полностью проинспектирована и приведена в рабочее и безопасное состояние электропроводка достопочтенного микроавтобуса.

К «майским» автомобиль был собран в формате «для водителя» и предоставлен нашей съемочной группе из двух человек для проведения тест-драйва. Для чего фотографу-пассажиру вместо отсутствующего кресла механики заботливо подложили тряпочку. Тряпочка была чистая – наши механики добрые и заботливые ребята.

Снабженный новой системой подачи топлива, мотор заводится прямо-таки с полоборота, и громко греется на парковке. Сидя за рулем, сразу обращаешь внимание на отсутствующий салон: и без того не самый тихий микроавтобус сообщает сразу обо всём, что происходит с ним конкретно, под колёсами, на дороге. Так что акустический аспект тест-драйва, с вашего позволения, мы опустим.

Огромный руль установлен почти горизонтально, баранка тонкая. А сколько оборотов руль делает от упора до упора, понять не удалось – сбились со счета. Ну, а если серьезно, то здесь это не так важно.

Оборотов в любом случае много, а крутить надо быстро, и никаких гидроусилителей. Поэтому золотое правило советского шофера – «вращай баранку, когда колеса крутятся» – актуально как никогда.

Сразу проникаешься уважением к советским маршруточникам, которые наматывались на тонкие рули таких «рафиков», запихивая грузные и неповортливые тела латвийских вэнов в повороты. Управляемость – слабое места данного автомобиля, это не секрет. А динамика по нынешним меркам попросту отсутствует, и максималка в 120 км/ч кажется чем-то из разряда опасной фантастики.

А пассажирам было приятно! Вращать руль было не нужно, а волговская подвеска и впрямь была комфортабельной и очень непривередливой к качеству дорожного полотна. Поэтому машину в целом можно считать комфортной по ходовым качествам. Но при условии, что вас не укачивало, а в салоне не воняло бензином, как это частенько бывало в те времена.

Ну, а в летнюю жару забитые людьми «рафики» быстро становились пыточной камерой, как и любой другой, в принципе, автомобиль той эпохи без системы кондиционирования воздуха. Впрочем, тогда и общий уровень комфорта были ниже, не стоит об этом забывать.

Автомобилем для водителя РАФ точно не назовешь, но если вас этим не испугать, если вы привыкли водить подобного рода машины, то мы это уважаем и признаём, что помимо всего прочего, у РАФ 2203 масса достоинств, и главное из них – это, конечно же, просторный салон.

Пассажирские «рафики», напомним, были девятиместными, и пространства внутри было достаточно. Маршрутное такси помнят все. Люди старой закалки достанут из памяти образ стаканчиков с рассортированной мелочью для сдачи, расположенных на моторном горбе. Да-а-а, это наше прошлое, товарищи.

Поэтому если планировать автомобиль под себя, для собственных нужд, то можно сделать что-нибудь действительно интересное. Именно такое развитие событий и уготовила судьба нашему (да не нашему) РАФу. С его интерьером произойдут метаморфозы (и значок на решетке радиатора тоже появится). Но пока мы не можем рассказать вам, какие. Не обещаем, однако постараемся как-нибудь позже поведать о том, что же за участь постигла салон этого автомобиля.

Делаем несколько кругов по району, ловя удивленные взгляды. Владелец Транспортера ошалело остановился, схватившись за телефон. Понимает! Вряд ли сильно ошибемся, сказав, что РАФ, пожалуй, является одной из наиболее редких из реставрируемых ныне массовых советских машин. А живых таких, да еще и «капсул времени», наверное, вообще считанные единицы. И на дорогах они почти не встречаются. Лишь на выставках, в музеях, коллекциях.

И вдруг по улице едет сверкающий, красивый, бело-голубой исторический микроавтобус-шедевр. Вряд ли можно оспорить тот факт, что дизайн RAF 2203 – одна из его самых сильных сторон.

Сбалансированный, красивый и стильный «вэн» от советских латвийских дизайнеров. Он – как одно из олицетворений автомобилестроения СССР. Именно РАФ является самым узнаваемым микроавтобусом распавшейся сверхдержавы.

И когда ты держишь в руках этот тонкий руль, смотришь на эти смешные и простецкие, но такие милые приборы, когда орудуешь этой огромной нелепой кочергой переключения передач с большими люфтами… то внезапно понимаешь, что прикасаешься к истории.

А когда эта история едет погожим весенним днём по улице, к ней прикасаются остальные. Ощущения – невероятные. Неописуемые. Ради них творим, живем и возвращаем к жизни редкие автомобили, подобные этому РАФ 2203.