ул. Академика Варги, дом 5, корпус 2
+7 (962) 929-77-77

updated 1:20 PM MSK, Apr 20, 2024

ВАЗ-2103. «Десятка мечей»

В середине лета мы писали о том, что задались целью найти ВАЗ-2103 в приличном состоянии за адекватные деньги. О процессе поиска и его результатах мы написали материал «Десять причин не покупать ВАЗ-2103». И сами же эти причины во внимание не приняли. Что ж, чему быть – того не миновать! .

И вот, мы почти в двух шагах от завершения нашего нового проекта, на который у нас большие планы (обо все будем рассказывать постепенно). А пока же позвольте вас вкратце ознакомить с концепцией этого автомобиля.

Сегодня расскажем о дальнейшей судьбе приобретения и о том, через что нам пришлось пройти, дабы вернуть советский седан в аутентичное (а местами даже лучше) состояние.

Напомним, что автомобиль был приобретён двадцать второго июля двадцать второго же года в целях удовлетворения возникающих потребностей по неспешному передвижению погожим деньком по просторам нашей нерезиновой.

По факту был куплен годный кузов со спорными доработками – это новодельный салон и светотехника, обтянутая винилом приборная панель, повышенная музыкальность. Были также  типичные недостатки южной машины – деформация пластика, выгорание (в том числе и эмоциональное). Также обнаружились проблемы с двигателем.

Второй покупкой стали ещё одни «Жигули» из Москвы, получившие звание почетного донора и спасителя проекта, а потом началось…

У нас нет традиции давать проектам имена, но не в этот раз. Если первый вопрос, который возник у вас после начала ознакомления с текстом связан с названием проекта, то звоните знакомому тарологу. Мы же не обращали внимания ни на указанные выше причины, ни на карточные расклады – настолько хотелось хорошую «тройку».

Начали с тех позиций, которые покинули автомобиль. Конечно же, первым делом взгляд цеплялся за салон. Сделан он был симпатично, но вот цветовое сочетание и современные материалы оставляли желать лучшего.

Этим самым лучшим смог стать прекрасный «коньячный» салон с отреставрированными дверными картами. Тканевые вставки пришлось перешить. Можно, конечно же, нас упрекнуть в том, что такого оттенка не было, но это не музейный экспонат, а вкусовщина и личный автомобиль. Кстати, судя по кусочку обшивки на задней панели, с цветом мы угадали и попали «в завод».

Следующим «на выход» был приглашён ковёр, точнее его подобие, чёрный, больше похожий на кусок флокированного картона. На современных автомобилях определить цвет ковра, установленного на заводе, не составило бы труда, а вот с нашей «тройкой» вопросов было больше, чем ответов.

Тут стоит выразить благодарность Вадиму Казакову, который заботливо собирает информацию об особенных ВАЗ-2103 с 25-ю прорезями под решеткой радиатора (https://vk.com/second2103).
Проанализировав примерно 100 экземпляров, мы свели данные в табличку, посмотрели сочетания на автомобилях, произведённых летом 1974, и нашли разгадки. Окончательно определиться с цветом помогло полное отсутствие всякого присутствия ковров под напольную педаль в хорошем состоянии.

Передняя панель, заботливо укутанная винилом, являлась самой сложной позицией, белёсые шкалы приборов мозолили глаза, золотой хром пепельницы привлекал излишнее внимание цыган, поэтому «галочка» напротив этого пункта была поставлена незамедлительно. Заметим, что найти панель в хорошем состоянии (и нужной фактуры) – задача не из легких, но нас выручил донор.

Итак, вышеуказанные элементы салона, а также ремни безопасности, замок зажигания, напольная педаль газа, солдатики дверей, солнцезащитные козырьки, салонные фонари и ещё множество мелочей по салону, перекочевало с гнилой «вишни».

Продолжая игры с внутренним убранством, мы заменили заграничную магнитолу Roadstar на аутентичный советский радиоприёмник «Былина А-271» производства Муромского радиозавода с полным комплектом документов и небольшим секретом.

Задняя полка лишилась блинов Clarion, но приобрела касситоры «Ореанда» со встроенными стоп-сигналами. Особенно приятно осознавать, что при аутентичном виде, современная начинка аудиосистемы позволяет спокойно управлять магнитолой с телефона, переключать треки с помощью кнопок и слушать любую радиостанцию.

Та же участь постигла передние стеклоподъемники. Внешне полное соответствие заводским параметрам, а вот внутри – электропривод.

Чуточку поработали над наполнением, стараясь не переступить грань «захламления». На задней полке удобно расположились журналы «За рулём», атлас автомобильных дорог СССР за 1974 год, фотоаппарат и «та самая» шторка. Мелочница «Корс», пачка сигарет «Столичные» и немного советских монет стали приятным дополнением к образу.

Теперь о внешности! Абсолютно вся светотехника и эмблема были новодельными, задние клыки и решетки в капоте окрашены серебрянкой. Донор в данной ситуации помог немного, все остальное собиралось по России, частично восстанавливалось и приводилось в божеский вид. В итоге законные места заняли фары Autopal вместе с горшками, подфарники и задние фонари «Красный октябрь», катафоты Аltissimo.


Комплект колёс на «ИЯ 170» собран и ждёт своего часа, вот только с каждым разом все сильнее мы сомневаемся в том, что применим его по назначению. Он есть, но скорее для самоуспокоения. Кстати, никто так и не заметил легкую атермальную плёнку на всех стёклах… мы не смогли с ней расстаться – слишком комфортно и при этом абсолютно не вызывающе. По кузову вопросов не было, ограничились добротной полировкой и нанесением защитного покрытия.

А вот двигатель преподнес сюрприз, а если конкретнее, то совсем уж новодельный натяжитель цепи в виде головки на 4. За это он получил новый распредвал, комплект ГРМ, рокера, помпу и маслосъемные колпачки. Стал работать гораздо тише и приятнее, а после установки 213-го вала, стал заметно бодрее на низах. И все бы ничего, но, к сожалению, это были полумеры. Раскоксовка с мужским именем не помогла (да и никто не неё не рассчитывал) и блок отправился в моторляндию (на капремонт, то бишь). Стало понятно, зачем в багажнике лежали старые новые поршни на 76,4 и комплект компрессионных колец.

Пока происходило капитальное обновление сердца, мы постарались сделать подкапотное пространство ещё более аутентичным – меняли крышки, хомуты, барашки, релюшки и многие другие плюшки, которые для большинства любителей не имеют никакого смысла.


Когда работы были завершены, погожим осенним деньком мы выкатились на фотосет. Солнышко, желтые деревья… вот, ради чего потрачено время, нервы и моральные и физические силы! Все  ради таких вот моментов. Да и сам процесс, чего уж скрывать, доставлял удовольствие.

Машина плывет, двигатель шелестит, тормоза хваткие, руль крутится легко даже без гидроусилителя! А как она блестит, как радостно смотрят на расписную зелёную «трешку» прохожие…

Один большой позитив! Жаль, что скоро зима и придется закатывать машину на хранение. Зато появился еще один весомый повод ждать лета...