ул. Академика Варги, дом 5, корпус 2
+7 (495) 797-09-90

updated 10:50 AM MSK, Oct 11, 2019

ВАЗ-2103: Люкс по-советски

На дворе – тысяча девятьсот семьдесят второй. Популярность появившихся пару лет назад «копейки» и «двушки» на пике. Однако модельный ряд требует расширения. Руководство дает «зеленый» проекту люкс-седана на базе ВАЗ-2101...

«Трешка» должна была стать имиджевой версией платформы в люксовом и более мощном исполнении. Причем цена ее в итоге оказалась выше базовой модели в полтора раза. За ВАЗ-2103 просили 7500 рублей! Деньги по тем временам немыслимые для большинства «эсэсэровцев», однако страна большая и потребности у людей могли быть разными.

Надо заметить, что итальянцы параллельными путями тоже разрабатывали версию FIAT 124 Speciale, более дорогую и укомплектованную. Однако, несмотря на схожесть в решении передней части, внешне машины получились достаточно разными. И можно с уверенностью сказать, что этот тот самый редкий случай, когда наша версия интереснее. Причем, как FIAT 124S, так и более старший FIAT 125, представитель того же семейства, выглядят не так привлекательно, как ВАЗ-2103.

FIAT 124 Speciale

Прекрасно, когда есть возможность оторваться от изучения исторических фактов, и не просто посмотреть на фотографии, а тут же сесть за руль героини рассказа, вживую пощупать автомобиль.

В наших руках машина из первых партий, 1972 года выпуска. Таких сегодня осталось мало, они по-настоящему ценятся поклонниками и знатоками.

Посмотрите, насколько удачно и выверено рука дизайнера поработала с исходным образом «копейки», как выудила из него новые пропорции и эмоции. Как видоизменила наивный облик исходника.

Заостренная передняя часть, с отрицательным углом наклона радиаторной решетки, взгляд новых сдвоенных фар меньшего размера. Машина стала визуально шире за счет того, что решетка обхватывает оптику. Это взгляд, определенно, не спутаешь ни с каким другим.

Такая же ситуация и с задней частью – отрицательный угол, большие красивые фонари, эффектная хромированная обводка и прямоугольная насадка на трубу глушителя.

И обилие тонких хромированных линий, изящество которых делает щедрую отделку хромом не излишней, а полностью уместной. Нельзя не упомянуть отдельно характерную полосу с изящным указателем поворота в форме ромба. Именно она сделала строже и стремительнее вид сбоку, избавив кузов от присущей «копейке» округлости.

Хорошая получилась «трешка». Граненая, стремительная. Как про нее тогда говорили – кажется, что она едет, даже когда стоит на месте. И ведь это действительно так!

К слову, этот великолепный серый цвет почти полностью повторяет реальный, под номером 624 (темно-серый, мышиный). Машины семейств 2101, 02 и 03 окрашивались в такой колер только один, дебютный, год.

Любопытно, что точно в такой оттенок выкрашен FIAT 125 – дальнейшее развитие модели 124, который внешне достаточно сильно перекликается с нашей «трешкой» боковинами.

FIAT 125

Первые версии автомобилей имели много европейских комплектующих, из Италии, Германии, Чехии и так далее. Однако со временем число их сокращалось. Все начинали делать в СССР. Однако с головной и задней оптикой наладить нормальное качественное производство не удавалось достаточно долго. Поэтому много машин шло с европейскими фарами. Вот и наша, например, с немецкими. Но здесь все по законам жанра, ведь автомобиль – из первой партии.

У таких есть ряд характерных отличий. Это, например, передняя панель кузова без прорезей, с «глухим фартуком». Или клыки оригинальной формы на бамперах (позже их посадка стала менее глубокой). Знатоки помнят штампованные диски с каемкой вокруг отверстий. Отделка багажника была коричневой (потом стала серой). Ну и достаточно большое количество иностранных комплектующих, как уже говорилось.

Ах да, еще надпись «Жигули» на капоте была выполнена на белом фоне.

Салон машины также явился для всех откровением. Эффектная красно-черная расцветка интерьера с удобными дышащими вставками на виниловых креслах поразила всех без исключения жителей Советского Союза. Все захотели себе этот салон!

Еще бы – полноценная приборка аж с пятью циферблатами ("итальянские спортивные разработки"!), среди которых есть даже датчик давления масла и тахометр! А отделка под дерево!

А полноценная центральная консоль с пепельницей и радиолой. Отделка потолка – перфорированным винилом.

На загляденье вышел автомобиль. А ведь у него еще и под капотом были проведены соответствующие ревизии. Вместо скромного 1,2-литрового движка тут сидит 1450-кубовый, который прибавил враз 13 лошадок и выдает теперь солидные 75 лошадей!

Эта машинка выезжала из 20 секунд в разгоне до сотни (19) и достигала умопомрачительных 150 километров в час!

В салоне были элементы класса люкс. Например, зеркальце в пассажирском козырьке, сигнальные фонари в дверях, которые загорались при открытии. Также был подлокотник на задней спинке. Появились толстые тканевые ковры на полу, а дополнительная отделка закрывала все металлические элементы.

Ну чем не мечта простого советского жителя? Она таковой и являлась! В первый год было выпушено всего 500 плановых экземпляров, которые ценились выше обыденной «Волги».

Тогда было престижно перевыполнять план, и руководитель завода Поляков дал задание выпустить еще 1250 внеплановых «трешек». Сказано – сделано. Только вот это были не чистые «трешки». Так как нужных комплектующих не доставало, брали от «копейки». В этих машинах, которые носили название «временных» (ВАЗ-2103В), даже салон от «копейки» стоял…

Как бы то ни было, а модель, определенно, удалась. Пожалуй, во всем этом ряду, ВАЗ 2103 – самый редкий и наиболее харизматичный автомобиль.

Нам было очень приятно и интересно восстанавливать именно машину из первой серии, которая в большей степени несет свой оригинальный «код ДНК». После посещения нашего реставрационного автомобиль – как новый.

Ведь мы провели полный цикл восстановительных работ. Вся техническая начинка, от первого болтика до последней гаечки проинспектирована нашими специалистами и приведена в состояние нового. Кузов отпескоструен и покрашен, защищен антикором. В общем, машине уготована долгая жизнь с ее новым владельцем.

А пока «трешка» у нас, можно и прохватить немного...

Да, моторчик тут определенно резвее, чем у ВАЗ 2102, о которой мы также недавно рассказывали.

Иная жесткость кузова и развесовка делают управление этой машиной более приятным, а звуковой комфорт выше, чем в более дешевом универсале. Однако не стоит думать, что он хоть сколько-нибудь дотягивает до современного уровня. Оба они - очень шумные и вибронагруженные автомобили, а разница лишь в нюансах.

Машина резвая, но ехать на ней быстро не хочется. Она из медленной эпохи. Поэтому отпускаем газ, кладем руку спинку на пассажирского сидения, в рот – соломинку, и только спокойное движение на скорости 60-70 км/ч. Сразу появляется комфорт, становится тише, можно смотреть в окно и разглядывать пейзажи.

В таких машинах можно выбираться ненадолго в терапевтических целях из бешеного ритма современной жизни, где требуется только ускорение. Когда едешь не спеша, чувствуешь себя совершенно иначе.

Для того и нужны такие вот ретро-автомобили. Они несут в себе другую энергетику, и если настроиться с ними на одну волну, то очень интересно будет ее прочувствовать и понять.

Текст и фото: Леонтий Тютелев