ул. Академика Варги, дом 5, корпус 2
+7 (495) 797-09-90

updated 10:50 AM MSK, Oct 11, 2019

ВАЗ-2102: Первый народный универсал

В те давние времена надо было еще умудриться накопить шесть тысяч триста пятьдесят рублей и не один месяц отстоять в очереди для того, чтобы заполучить автомобиль в редчайшем для трудового населения кузове «универсал». Автомобиль, который еще десять лет назад практически не отпускали гражданам Союза по идеологическим соображениям…

ВАЗ-2102 – один из первых проектов нашего бюро, он был отреставрирован около шести лет назад, когда еще и «Наследия» как такового не существовало, но уже сформировалось объединение людей, которые впоследствии его создали...

Машина попала к нам в традиционно ушатанном состоянии видавшей виды «боевой классики». Тут надо отдельно пояснить, что подобные авто в СССР покупали настоящие фанаты, которые существенно расширяли таким образом свои транспортные возможности. Иными словами, использовали эти машины на пределе возможностей, а зачастую и за ним.

Выше было про идеологические соображения... тут дело вот в чем. Именно мобильности отдельно взятого инвидидуума боялись советские вожди. Формального запрета на продажу универсалов (того же «Москвич-432») для граждан в стране не существовало, однако до частных владельцев доходили истинные крохи.

Члены политбюро опасались, что обладателям таких автомобилей будет проще заниматься незаконной трудовой деятельностью. Надо думать, что под этой формулировкой подразумевались нелегальные транспортные услуги…

Поэтому пятидверки-легковушки все были сплошь по ведомствам да профильным организациями. На госслужбе, иными словами, обретались. Вожди, как показывает история, позже одумались и дали «зеленый свет» массовому производству таких машин.

И кому как не популярной «копейке» суждено было стать самой популярной в стране на то время грузопассажирской легковушкой. Сказано-сделано, и сделано быстро, благо, там и делать особо ничего не нужно было. В Италии такой автомобиль уже существовал и был готов для бэндж-инжиниринга.

Наша «двушка» 1983 года выпуска. Обычная рядовая машинка, коих за 15 лет производства было выпущено без малого 667 тысяч экземпляров.

Процесс реставрации мы проводили по классической схеме. Цель – оригинальное состояние автомобиля. Средства: полный разбор, дефектовка всего и вся, ремонт или замена, пескоструйная обработка и покраска кузова, последующая сборка.

Машина находится в частном гараже и иногда совершает неспешные променады. Вот и мы выкатили это радостную голубую «двойку» на подмосковную трассу в целях проведения фотосессии и просто встречи ради.

Под капотом тут 1,2-литровый двигатель мощностью в 64 лошадки. Четырехступенчатая «механика». По сравнению с седаном универсал получил новую главную пару с увеличенным передаточным числом, под возросшую грузоподъемность.

Поэтому трогается машинка без загрузки резво, так и норовит сделать пробуксовку на первой. Однако три передачи быстро переключаются и на шоссе четырех уже маловато, особенно если захочется ехать 100-110 км/ч. Мотор гудит, салон наполняется шумом и вибрацией уже на восьмидесяти.

Универсал получил также немного доработанную заднюю подвеску. Машина с двумя пассажирами может принять на борт 250 кг груза. Надо ли говорить, что многие этот лимит превышали? Все остальное, ну кроме кузова, разумеется, у него такое же, как и у родственной «копейки».

Легкий универсал прост в управлении. Педали информативны, а тормоза без вакуумника радуют понятной обратной связью – старая школа! Машинка хорошо глотает неровности, в поворотах, хоть и кренится, тоже легка в управлении, главное привыкнуть к тонкому ободу большого руля…И к тому усилию, которое надо иногда прилагать к этой баранке.

Из-за немного изменившейся развесовки «двойка» более склона к заносу задней оси под сброс газа. Впрочем, все это – детали и нюансы. А основная мысль в том, что перед нами этакая «капсула времени», автомобиль, попадая в который, переносишься в прошлое.

Именно такая задача стояла перед нашими реставраторами. Но они немного перестарались... такого небесно-голубого цвета в СССР не было, качества краски и покраски – тоже.

Однако давайте воздадим дань этому заслуженному ветерану. В ярком веселом цвете он молодеет конкретно. Взгляните, сколько молодых энтузиастов сегодня фанатеет от «классики». Хорошую форму нарисовали итальянцы!

Несмотря на компактные размеры внутри довольно-таки просторно, даже взрослый до 180 см сможет более-менее нормально сесть сам за собой сзади. Сиденья и задний диван забавно пружинят и проминаются под седоками.

Спинки короткие, зато обзорность хороша – что твой аквариум! Отсутствие правого зеркала не мешает. Все хорошо видно и во внутрисалонное.

Как универсал «двушка» состоявшийся автомобиль. Багажник большой и правильной формы, пол ровный. Спинка заднего дивана складывается легко, фиксируется просто и надежно. Думается, первые покупатели были очень довольны своим приобретением.

По сегодняшним меркам этот ВАЗ, конечно же, давит на уши. Орет мотор, шумит резина, раздается целый спектр трансмиссионных звуков, завывает ветер. Поэтому лучше ехать спокойно и не выбираться на скоростные трассы в час пик.

Эта машина любит расслабленную обстановку, как на дорогах СССР в восьмидесятые. Такую найти теперь только ранним утром, в длинные праздники или поздно ночью…

Периодически раздаются одобрительные гудки клаксонов, и кто-нибудь из водителей разных поколений радостно вскидывает большие пальцы вверх! Машинка радует автолюбителей. Сегодня достаточно много «копеек», но «двойки» - более редкий материал. А в таком состоянии и цвете их вообще кот наплакал.

Поэтому выкатывая такую машину из своего частного гаража погожим летним днем, мы помним и понимаем, что дарим радость не только себе, но и всем окружающим. Старый архаичный универсальчик уже неспособен быть ежедневной трудовой лошадкой, этот цикл его жизненного пути пройден.

Он достаточно потрудился. И заслужил другой статус – теперь он просто радует окружающих своим существованием. И мы чувствуем внутреннее удовлетворение от того, что произошло все это благодаря нашим стараниям.