FIAT 500 L. Шкатулка на колесиках
В этом году у FIAT 500 – круглая дата. Исполнилось шестьдесят лет с момента, когда в Турине стартовало производства культового автомобильчика. Не специально, но тем не менее, получилось так, что к юбилею мы закончили реставрацию FIAT 500 Lusso. Да не просто реставрацию, машинка получила еще и маленький стильный прицеп, выполненный в единственном экземпляре!
Приставка L в названии – это сокращение от итальянского слово lusso, что в переводе на русский означает «роскошный». Версия Lusso выпускалась под закат конвейерной жизни автомобильчика, с 1968 по 1972 годы. Интересно, чем может быть роскошен бюджетный и скромный по задумке городской автомобильчик?
Видео-обзор нашего FIAT 500 Lusso
Роскошной эта версия считается по сравнению со своими братьями. Внешне она отличается: пластиковыми хромированными накладками над линией бокового остекления и лобового стекла, колесами с хромированными колпаками, бамперами, которые дополнены изящными защитными дугами.
В салоне –иная трапециевидная приборная панель с большим спидометром, похожим на оный от FIAT 124/ВАЗ-2101. Металлическая передняя панель одевалась в черный матовый пластик. Дополнял картину новый руль, кресла и улучшенные дверные карты с более качественной виниловой отделкой.
Правым рычажком перед стояночным тормозом приводится в действие стартер. Левый – «подсос»
В заднем свесе Lusso трудится все тот же полулитровый двухцилиндровый моторчик мощностью 17 лошадок с крутящим моментом в районе 30 Нм. Он соединен с 4-ступенчатой механической коробкой передач. Несмотря на крохотность и маломощность, FIAT 500 может похвастать максимальной скоростью, на целых пять километров превосходящей отметку в 100 км/ч! Время разгона до сотни не уточняется. А вот средний расход топлива – около 5 литров л на 100 км.
Полулитровый моторчик начал свою карьеру с 13 лошадиных сил. По ходу производства мощность выросла до 17 лошадок. Здесь два цилиндра и воздушное охлаждение…
«Пятисотый» задумывался как сугубо городской автомобильчик для тех, кто хочет максимально сэкономить на всем – расходе топлива, размере гаража, налогах. Отсюда – крохотные размеры и смешная масса. Длина – меньше трех метров (2,97 м), ширина и высота – 1,32 м, колесная база – 1,84 метра. Масса без водителя в районе 500 с небольшим килограммов, а максимальная нагрузка – 300 кг с гаком. То есть, чисто теоретически малыш может увезти четверых взрослых средней комплекции и немного багажа.
На передних сиденьях удобно разместятся взрослые ростом под 190. А вот сзади в таком случае сядут либо маленькие дети, либо сумки. Втроем поместятся с приемлемым уровнем комфорта трое среднестатистических взрослых пассажиров
Говоря о размерах, нельзя не вспомнить о крохотном багажнике, в котором уместятся разве что дипломат и спортивная сумка. Оно и немудрено – сзади установлен моторчик, а в багажнике, итак небольшом, пришлось разместить запаску и топливный бак. Последний, к слову, вмещает двадцать два литра топлива. А чтобы узнать, сколько бензина осталось, достаточно открутить крышку и заглянуть внутрь – прямо как на мотоцикле. Представитель аналоговой эры.
Маленький багажник уже с завода шел наполовину заполненным…
Скромные размеры багажного отделения итальянца немного компенсированы стильным и живописным плетеным ящиком на кожаных ремнях, который закреплен на подиуме из металлических прутов на крышке моторного отсека.
Этот «фиатик» набегал почти девяносто тысяч километров, прежде чем был полностью отреставрирован и приведен в такое состояние, коего не видел и не мог видеть в годы своего выпуска. Теперь он точно lusso. Даже lusso в квадрате!
Наверное, только самый сумасшедший владелец этого автомобиля в годы его молодости мог установить фаркоп и обзавестись достаточно вместительным прицепчиком. Это с семнадцатью-то «лошадьми». Однако, то, что не позволено простым труженикам, коими в те времена были «пятисотки», разрешено им же на пенсии. Когда машина выходит за очерченные для нее рамки и превращается из утилитарного транспортного средства в фетиш, игрушку, которую используют в исключительных случаях. Именно в такой роли сегодня выступает FIAT 500 L. И стильный прицеп, выполненный с использованием кузовных панелей другого «пятисотого», отлично для этого подходит.
Лишь завидев этот крохотный красный автомобильчик, сразу начинаешь улыбаться. Внешность обезоруживает и умиляет. Новый FIAT 500 и рядом не стоял по «мимими-фактору» со своим дедушкой. А уж когда обходишь машинку со всех сторон и видишь этот чудо-прицеп, жить становится еще радостнее.
Прицеп выполнен с душой. Задние крылья, фонари, крышка моторного отсека, бампер с трубками защиты и колеса – все точь-в-точь, как у машины. Даже эмблема есть. Отсек отделан лакированным деревом, снабжен двумя плафонами подсветки, а пол устлан… сеном! Зачем? А чтобы стеклянные бутылки с разного рода напитками не громыхали и не бились, а ехали спокойно и безопасно от остановки до остановки. Такова задумка. Сверху прицеп накрывает пластиковый чехол на двух мощных амортизаторах. Открывается легко и удобно. Такой тележке любой позавидует. Но смотреться уместно она будет только за спиной FIAT 500 L.
Заглядываешь в салон и сомневаешься, можно ли вообще там поместиться? Вместо этого хочется взять автомобиль на руки. Как будто бы это машинка для детей. Впрочем, чего гадать? Вперед, за руль! Дверь очень легкая, открываешь ее и неожиданно получаешь просторный доступ в салон. Даже при росте в 190 см можно устроиться за рулем весьма комфортно. Хлипкие и маленькие на первый взгляд «стульчики» оказываются достаточно удобными и прочными. Хорошо держат и спину, и ноги.
У передних сидений есть продольная регулировка. А вот наклон спинки изменить не дозволено. Но, как показывает опыт, того не требуется. Усредненная поза «по умолчанию» достаточно удобна. Кстати, и фиксируют тело «стульчики» недурственно.
Конечно, надо попробовать пролезть назад, как без этого – интересно! Передние креслица откидываются простым движением руки, не фиксируются. Взрослые смогут ехать в этой машине более-менее комфортно, максимум, втроем.
Мы старались, и после реставрации машина смотрится презентабельно не только снаружи, но и внутри. Новая красивая обивка сидений, дверей и центральной консоли. Аккуратные стежки. Красный пол и коврики – все сделано в едином стиле.
Заводится ФИАТ хитро. Надо вставить ключ, повернуть его и потом потянуть вверх правый рычажок на консоли, между сиденьями, прямо за ручником. Стартер громко проворачивает малюсенький моторчик, и тот просыпается, наполняя машину вибрациями и характерным мотоциклетным звуком. Мал, да голосист!
Под лихой аккомпанемент движка ФИАТ с прицепом уверенно трогается с места. Разгоняется вполне себе ничего, лучше, чем ожидалось. Чувствуется, однако, что тележка ограничивает возможности автомобиля. Поэтому немного покатавшись в тандеме, «отстегиваем» ее, и дальше продолжаем движение уже в оригинальном виде.
«Фиатик» слово окрылился. Теперь уже кажется, что движок гораздо мощнее – вот она, сила сравнения. Быстро меняю передачи, и вот уже 70, 80 км/ч на спидометре. Даже хочется немного пошустрить. Но «пятисотый» не слишком охотно поддерживает такие начинания…
Несмотря на малые размеры и вес, он не очень любит динамичную езду. Подвеска достаточно мягкая, а узенькие колеса не шибко уверенно цепляются за дорожное полотно. Однако пройти на скорости несколько быстрых поворотов весьма забавно.
Если мчать, то начинают утомлять постоянный рокот движка и завывания трансмиссии на высоких оборотах. Поэтому лучше все же катить не спеша, вальяжно и с улыбкой. Откинув верх и дав возможность всем, кто вокруг, разглядеть автомобиль и тоже вволю поулыбаться.
Как и все машинки того времени, «фиат» не боится плохих дорог и идет по грунтовке с достаточной степенью комфорта. Даже небольшие геометрические препятствия уверенно берет на мягких высокопрофильных колесиках. А если застрянет, то вытащить его, кажется, можно будет и в одиночку.
Воздух разогрелся почти до 30 градусов по Цельсию, и тут на помощь пришел люк, выполненный из светлого брезента. Открывается он легко, одним движением, и закрывается так же. Когда отодвигаешь кусок ткани до конца, чувствуешь себя то ли в тарге, то ли в кабриолете. Совсем по-летнему и совсем на улице. В общем, и без кондиционера – нормально.
Несколько часов в компании самого известного из самых маленьких итальянских (да и вообще всех) автомобилей были уникальным и очень интересным опытом. Да, сегодня эта машинка не может восприниматься иначе, как фетиш или забавный исторический автомобильный «прикол». В первую очередь из-за своих размеров и забавной стильной внешности.
Но давайте не будем забывать об истинном предназначении этого автомобиля. Ведь когда он строился, цели «пошутить» и «посмеяться» вряд ли можно было считать основными. Главной задачей было – предоставить людям возможность пересесть со «своих двоих» на полноценный автомобиль. Это машина эксплуатировалась многими и многими поколениями, причем совершенно серьезно. У нее было много полезных модификаций. Благодаря таким вот малышам шел прогресс, человечество становилось мобильнее и эффективнее. Двигалось вперед быстрее, чтобы оказаться там, где оно есть, семьдесят лет спустя.
В то же время очень важно, что не одна только утилитарность характеризует эти культовые автомобили, которые восстанавливают и хранят, в надежде на то, что они доживут до следующих поколений. Ведь главное – то, что они были сделаны с душой, что в них вложена любовь и энергия создателей. Это было понятно еще тогда, по их успеху, и становится видно еще лучше спустя десятилетия.
С юбилеем, FIAT 500, долгих лет жизни!
Текст и фото: ЮНИТ - Наследие