Музей «Авто СССР»: Дом Престарелых
Можно сто раз прочитать о чем-то или посмотреть по телевизору передачу, но с собственным опытом не сравнится ничто. Примерно с такими мыслями мы выдвинулись солнечным августовским утром по трассе M2 в направлении музея «Авто СССР», что в Тульской области…
Об этом музее под открытым небом не рассказывали разве что бабушки у подъездов. Существует сие мероприятие с начала нулевых. Именно тогда бывший москвич (во многих смыслах) Николай Красинец оставляет столицу, прихватив с собой караван из трех десятков старых советских автомобилей, который он на тот момент времени уже давно и довольно-таки активно собирал.
Красинец – исконный представитель АЗЛК, был механиком в гоночной команде, впоследствии создал автоклуб «Ретро-Москвич». В общем, был глубоко в теме советского автомобилестроения и автогонок.
Красивое место было выбрано для площадки, на которой должен был расположиться этот музей. Излучина реки Чернь, вид. Русская красота и простор.
Что было дальше – тоже многим известно.
На протяжении полутора десятков лет коллекция автомобилей пополнялась и пополнялась, занимая все пространство вокруг…
Очень малое число автомобилей подвергалось починке и реставрации. Просто-таки мизерное.
А те экземпляры, которые еще передвигались.
И даже находились в хорошем состоянии.
Стоя большую часть года «по колено» в сырой земле. Днищем над постоянно источающей влагу почвой.
Все эти автомобили постепенно приходили в негодность. Ветшали, ржавели. Медленно и верно превращаясь в автохлам.
Даже некогда лучшие друзья Михаила фатально ссорились с ним, и дружба превращалась в глубокую обиду, ненависть.
В общем, все это можно найти в интернете и почитать. Но увидеть коллекцию можно только собственными глазами.
Важный момент, в случае с конкретно этим культурным явлением является тот факт, что музей – нечто, исчезающее прямо у нас на глазах. И процесс, этот, кажется, сможет остановить только чудо.
А теперь – смотреть! В погожий, как уже было сказано, день, стартуем на нашей серой «Волжанке» с 4-литровым V8 и четырехтупенчатым «автоматом». Сразу – полный бак бензина (расход не засекали). И – вперед.
Вся дорога превращается в увлекательный аттракцион «удиви соседа по потоку». «Волгой» все любуются, но как равноценного участника дорожного движения ее никто всерьез не воспринимает, пока…
Пока акселератор не утапливается в пол, не раздается этот утробный рык, и стрелка спидометра невероятно быстро «ложится», а японская электроника упирается в ограничитель скорости 160 км/ч.
На всем участки пути до этой скорости нам не было равных. Было весело, но и удивленных людей добавилось.
Навигатор повел нас в музей через хитрую дорогу, пролегающую через малюсенькую деревеньку Угодь из полутора дворов.
Колея – жуткая, пришлось проезжать русло пересохшего ручья.
Но геометрическая проходимость «Волги» помогла нам преодолеть этот веселенький во всех отношениях маршрут без потерь.
Мы оказываемся в поле, трава – по пояс, поворачиваем вправо, и прямо перед нами оказываются ряды и ряды автомобилей, стоящих в поле, в высокой траве…
Кое-как паркуемся где-то рядом, выходим, ошарашенно оглядываясь вокруг… Ну и дела – как в кино оказались.
Зрелище, конечно, фантастическое. Как будто старая советская автомобильная стоянка была навсегда покинута людьми, все поросло травой и заржавело.
Но нет – люди здесь, похоже, присутствуют. Вот стоит изба. А на ней – соответствующая табличка.
Собаки призывно лают, и вот уже из дома выходит сам хозяин, Михаил Красинец.
С ним мы быстро знакомимся, находим общий язык. Михаил настроен положительно, находится в хорошем настроении.
Полюбовавшись нашей машиной и высказав «респект», а потом и с удовольствием пофотографировав на память, Красинец с видимым удовольствием становится нашим персональным экскурсоводом и почти час водит нас между автомобилей.
Он, не останавливаясь, рассказывает разные истории, сдобренные кучей живописных подробностей.
Причем катализатором каждой новой истории становится, понятное дело, следующий автомобиль, который возникает в нашем поле зрения.
Площадка «номер 1» располагается за домом, тут шикарный вид на реку Чернь, текущую где-то внизу.
Светит солнце, тепло. Все это поднимает настроение, несмотря на печальное зрелище умирающих автомобилей.
Есть еще вторая площадка. В поле. Там – большая часть коллекции. Машины стоят рядами по марками и моделям.
Есть вещи, выпущенные вручную, как, например, эта стекловолоконная самоделка.
Да, тут очень много всего.
Ряд автомобилей имеет собственные истории, которые не будут описываться в данном материале (носящем характер фото-экскурсии). Все это при желании можно легко найти в интернете.
До поездки я разглядывал фотографии с места, более ранние, от других посетителей музея, и по сравнению с ними наглядно заметен регресс находящихся на безответственном хранении машин.
Даже толстый советский металл не выдерживает постоянного воздействия температур, солнца и влаги.
Как покосившиеся памятники ушедшей диковинной эпохе СССР стоят они в поле, поросшем высокой травой, и меж ними ходит Михаил Красинец, который рассказывает, что скоро он скосит траву.
Что хочет построить ремонтный бокс.
Что вот-вот покрасит все эти автомобили.
И для этого есть все, надо, как говорится, только начать и кончить.
Но на деле получается так, что машин только прибавляется, но обслуживанием их никто не занимается.
Время остановилось в этом месте. Должно случиться чудо, чтобы что-то тут действительно произошло.
Но складывается впечатление, что и чудо уже может не успеть помочь. Что по факту уже слишком поздно…
И на самом деле мы имеем здесь никакой не музей.
А самый настоящий автомобильный арт-объект.
Который не просто интересен сам по себе, но любопытен, как уже говорилось, еще и тем, что он на наших с вами глазах умирает, медленно, но верно превращаясь в прах.
Перед нами мир Михаила Красинца, его Страна Чудес, его Диснейленд. И никто не вправе осуждать его за это.
Наверное, можно поблагодарить мужчину за то, что позволяет (всем и безвозмездно) стать частью этого странного опыта и так плотно почувствовать, как умирают представители той эпохи.
После нас к Михаилу приехала еще одна съемочная бригада, день удался, Красинец был как нарасхват. Мы душевно распрощались, пожелали ему, чтобы все у него получилось. Хотя зачем? У него же и так уже все получилось.
В системе ценностей Михаила Красенца все хорошо, дела идут, он доволен, и «скоро все будет».
Но, к сожалению, время уже остановилось в деревне Черноусово.