Mercedes-Benz 450 SEL 6.9. Навсегда крутой. Часть 1.
История компании Мерседес знает много славных дней и культовых автомобилей. Можно выбрать любой из десятков, и устроившись поудобнее, начать о вести о нем обстоятельный и интересный рассказ…
Но куда интереснее, когда поводом для воспоминаний служит реальное знакомство с автомобилем. Сегодня к нам приехал великолепный седан, ярчайший представитель семидесятых, Mercedes-Benz 450 SEL 6.9! Отличный повод вспомнить, сколько шума наделало появление в середине семидесятых этого, не менее чем грандиозного, по тем временам седана.
Короткий скачок на сорок семь назад, и мы оказываемся в 1974 году. Женева, топливный кризис, а Мерседес, как ни в чем не бывало, выкатывает премьеру топ-версии дебютировавшего два года назад нового S-класса в кузове W116! С многозначительным шильдиком 6,9 на крышке багажника.
Кризис кризисом, но кто-то же должен делать автомобили для тех, кто от кризиса не пострадал?
Тем не менее, особо афишировать почти семилитровый двигатель в те времена среди многих владельцев этого аппарата считалось моветоном, и автомобили по большей части заказывались без цифр 6,9. Поэтому чаще всего с виду это было обычный длиннобазный 450 SEL (огнедышащий дракон, шифрующийся под инспектора по пожарной безопасности). Кстати, этот пробел активно восполняется владельцами таких машин только сейчас. Ведь сегодня стоит подчеркнуть, что перед вами самый-самый из заводских W116!
Новый топовый SEL стал просто-то таки сосредоточением самых прогрессивных на тот момент технологий. Первое, о чем стоит поговорить – это, конечно же, мотор. Моторище. В его основе лежит блок 6,3 л, ставившийся на предшественника, W109. Для новинки его расточили до 6834 кубиков и снабдили алюминиевой головкой блока цилиндров.
Большой двигатель не умещался должным образом в низком капоте распластавшегося 116-го. Решено было снабдить представительский седан системой смазки с сухим картером, решение из мира автоспорта, этот прием хорошо понижает центр тяжести автомобиля.
Поэтому на моторе искать маслозаливную горловину не стоит. Емкость находится в нише правого крыла (в нем же виднеется заливная горловина) и вмещает 12 литров масла. Из-за этого, в частности, затруднен доступ к передней фаре, и лампочки в ней менять не так просто, как слева. Еще один нюанс – уровень масла надо проверять только на горячем моторе.
Впрыск использован механический – это Bosch K-Jetronic. Вообще, мотор получился очень надежный, производитель это наглядно демонстрирует рекомендуемым интервалом замены масла в 20 000 километров!
Мотор не сильно форсирован по оборотам (красная зона тахометра начинается с 5000 об/мин). С почти семи литров тут сняли максимальные в европейской версии 286 лошадей. Зато крутящий момент исполинский для тех дней и вполне хороший даже по сегодняшним меркам – 549 Нм.
Под такие характеристики мерседевоцы заготовили специальный трехступенчатый «автомат», который был сделан на базе стандартного четырехступенчатого за счет утолщения шестерней и, конечно же, изменения передаточных чисел. Так как о ESP тогда мечтали только автомобильные фантасты, для большей стабильности и эффективного разгона машину снабдили самоблокирующимся дифференциалом.
Всех этих мер хватило для того, чтобы почти двухтонный и более чем пятиметровый автомобиль разгонялся до сотни за 7,4 секунды и развивал максималку в 225 км/ч (издание Auto Motor und Sport на своих тестах даже раскочегарило этот SEL до 237 км/ч)! Круто даже сейчас.
В Мерседесе понимали, что если они тупо поставят под капот обычного W116 мощный мотор, то автомобиль явно не станет от этого ближе к идеалу, под такую мощь нужна соответствующая подвеска и управляемость, тормоза и безопасность. Все должно быть выполнено по-мерседесовски на передовом уровне, должно удивлять современников. Так и получилось.
Так у 450 SEL 6,9 появилась гидравлическая подвеска, которая была создана в сотрудничестве с известным спецом в области автомобильной гидравлики – Citroen. Под приборкой находится небольшой рычаг, который позволяет принудительно поднять кузов. Ну а в обычном режиме, подвеска сама регулирует положение, перераспределяя давление в контурах. В частности, компенсирует клевки кузова при разгоне и торможении, и помогает бороться с кренами.
Впрочем, последнее получалось у нее не столь эффективно и еще на стадии разработки версию 6,9 снабдили более мощными и жесткими стабилизаторами поперечной устойчивости, и в движении это реально чувствуется.
А что вы скажете на то, что рулевое управление этого исполина делает всего три оборота от упора до упора? И не забывайте, что это не Альфа Ромео, а представительский длиннобазный немецкий автомобиль. Картину завершает полностью независимая подвеска всех колес, дисковые тормоза с антиблокировочной системой.
Если посмотреть на опции комфорта и безопасности, то надо отметить опциональную подушку безопасности водителя, топливный бак, располагавшийся над задней осью, продвинутую систему кондиционирования, разработанную в сотрудничестве с компанией «Крайслер».
Отделка деревом, кожаный или велюровый салон, аудиосистема, электропакет, круиз-контроль. Даже телефон можно было установить, правда, стоило это 18 000 дойчмарок (почти как две стандартные легковушки тех времен).
Раз уж речь зашла о деньгах, то нельзя не отметить, что версия «6,9» была очень дорогой! К примеру, базовый SEL 450 оценивался примерно в 45 000 марок, а за топ-версию просили все 73 тысячи. В свое время это был самый крутой серийный автомобиль, он ошеломлял и поражал сознание людей. Шлейф его величия тянется до сих пор.
Однако техническая сложность семидесятых сегодня оборачивается не простой ситуацией с реставрацией, дороговизной и редкостью запчастей и отсутствием по-настоящему грамотных специалистов. Вот почему на полную ревизию этот SEL приехал в реставрационное бюро «Наследие».
Сейчас в список задач входит диагностика и проверка всех узлов и агрегатов, обновление и освежение интерьера. Задачи можно уложить в одно предложение, но на самом деле предстоит хорошая работа. Очень интересно поработать с таким автомобилем. Всегда подчеркиваем, что немцы – наш профиль, а Мерседес и БМВ – любимые марки. В нетерпении потираем руки…
Кузов пока не трогает. За исключением деталировки. Машина комплекта, блестит и выглядит шикарно, однако техническую часть надо подтягивать, мотор, подвеску и коробку инспектировать. Интерьер приводить в такой порядок, чтобы при взгляде на него была полная уверенность – это новый автомобиль. Сейчас такой уверенности нет, хотя на фото все выглядит, как уже было сказано, более или менее пристойно.
В общем, нам есть, над чем поработать. Поэтому сегодня это величественный Мерс лишь разогрелся и доехал до места фотосъемки. Но даже во время короткой поездки заинтриговал, с таким автомобилем надо знакомиться как можно дольше. Вот приведем его в полный порядок, и тогда уже проверим в деле этого невероятного представителя противоречивой эпохи семидесятых.