ул. Академика Варги, дом 5, корпус 2
+7 (495) 797-09-90

updated 10:50 AM MSK, Oct 11, 2019

«Чайка». Часть 1

В начале года в ЮНИТ Север приехал культовый, легендарный, один из самых красивых советских автомобилей – ГАЗ-13 «Чайка». Наш постоянный клиент приобрел его у одного реставрационного бюро. На момент покупки «Чайка» выглядела презентабельно, но при ближайшем рассмотрении…

«Чайку» начали выпускать, страшно подумать, 59 лет назад. Первые автомобили сошли с конвейера в 1958 году. Ежегодно производили около ста пятидесяти автомобилей, и за двадцать три года собрали чуть больше 3 000 экземпляров. Немного. А еще меньше машин дожило в хорошем состоянии до наших дней. Вот почему мы так пристально изучили свежеприобретенную и якобы отреставрированную машину.

Кстати, выглядела она после покупки вот так

Пристальный осмотр мастерами кузовного цеха Юнит Север дал неутешительный результат. Несмотря на презентабельный внешний вид, реставрация проведена некачественно. Под краской во многих местах – толстые слои шпатлевки. Кузов неровный. Рама требует к себе внимания.

Что ж, культовый автомобиль заслуживает самого трепетного отношения, посему было принято решение полностью раздевать «Чайку» и проводить реставрацию заново. Теперь уже – как надо, чтобы жила долго и счастливо, радовала следующие поколения людей исключительным дизайном и грацией.

Без начинки салон кажется еще больше…

Автомобиль был разобран. Салон деинсталлирован. Кузов снят с рамы и отправлен на пескоструйную обработку. Попутно представительский седан лишился старых дверей, капота, крышки багажника, передних крыльев. Все эти детали не прошли строгий «кузов-контроль» и отправились на заслуженный отдых.

Нам удалось раздобыть для «Чайки» новые кузовные комплектующие. Они были приобретены в Санкт-Петербурге по вполне вменяемым ценам. Передние крылья стоили по 35 000 рублей, двери – по 17 000 рублей, капот обошелся в 18 000, а крышка багажника потянула на 15 000. Вполне умеренная цена за новые оригинальные кузовные детали для столь редкого автомобиля.

Даже новые кузовные детали требуют доработки, чтобы на выходе все получилось идеально

На первом этапе были проделаны следующие работы по восстановлению. Кузов был полностью отпескоструен. Слабые места получили новые латки. Пришлось вытягивать и раму, она была, как говорят «кузовщики» - «бананом». Bananarama, в общем.

Двигатель автомобиля оказался в рабочем состоянии, и пока мы ограничились лишь заменой прокладок. Также не вызвали нареканий коробка передач, подвеска и рулевое управление. Вернее будет сказать – пока не вызвали. Время покажет.

В данный момент автомобиль проходит стадию подготовки к покраске, и это целая история. Дело в том, что кузовные стандарты качества тех времен были гораздо ниже, чем сейчас. Зазоры не те, да и сами детали выполнены не столь качественно, как это сегодня принято. Мы уже не можем себе позволить просто установить их на машину. Наша цель – сделать красивую и ровную «Чайку», которую не стыдно было бы показывать и сегодня, причем не только издалека, но и вблизи.

На этом этапе реставрации идет борьба за идеальные зазоры и сопряжения кузовных деталей

Поэтому начался кропотливый и длительный процесс лужения всего кузова. В нашем кузовном цеху работает мастер Дмитрий, который научился лудить еще в восьмидесятые, работая в одном из московских таксопарков под началом советских мастеров. Мастеров, чья карьера начиналась еще до того, как Чайка поступила в производство. В те времена о шпатлевке никто и не слыхивал! Олово решало все проблемы с неровными кузовными деталями. Мы запаслись оловом. Дмитрий начал.

Слой олова может быть совсем тонким, а может быть и таким как здесь – около двух сантиметров

Фактически, это скульптурная деятельность. Олово наносится разным слоем везде, где это нужно и потом тщательно шлифуется по месту для получения нужной формы. Все двери по периметру – в олове. Ибо оригинальные были неровными, да еще и края имели закругленные. Задние крылья и все окантовки багажника – в олове. Пороги – в олове. Крыша – в нем же.

Особенно много внимания к себе требуют места установи стекол. Металлические хромированные молдинги должны вставать плотно и ровно

На самом деле, проще сказать, где олова тут нет. Таких мест вы не найдете – оно тут везде. Всего на данный момент времени на Чайку улеглось более ста оловянных килограммов! И уляжется еще, ведь работа не закончена.

Периметр всех новых дверей нарощен оловом для того, чтобы вывести одинаковые и ровные зазоры

Зато как приятно смотреть на идеальные зазоры. На четкие «стрелки» задних крыльев, на аккуратно состыкованные с кузовом хромированные молдинги. На плотно сидящие в своих проемах окна. Работа долгая, и не самая простая, но, определенно, стоит результата. И другого варианта качественно восстановить кузов такого автомобиля нет! Для машины прошлого века нужны и технологии того же временного промежутка.

Сейчас некоторые детали уже закончены, начался этап постепенной грунтовки. Далее на первый слой грунта ляжет тонкий слой финишной шпатлевки, после чего – еще один слой грунта. А затем – покраска.

«Стрелки» на задних крылья тоже оловянные. Как и дизайнообразующие проштамповки в районе крышки багажника. Это самый сложный участок работы

Попутно нам предстоит начать восстановление некоторых немаловажных деталей салона. В общем, будет, о чем рассказать!

Подписывайтесь, и следите за нашим кропотливым процессом восстановления «Чайки»! Даже не просто восстановления, а выведения ее на совершенно новый для всех ГАЗ-13 уровень.

Текст и фото: ЮНИТ